Приболевший Prius 20

Со слов клиента, машина куплена месяц назад, и довольно быстро объявилась течь в системе охлаждения инвертора, о чем великодушно известил индикатор с мотором. В автосервисе проблему решили, но через несколько дней загорелись лампы неисправности тормозов и восклицательный знак. Чек энжин при этом не горел. Владелец (что вполне логично) первым делом вернулся в сервис, где ему внятно ничего не сказали. И вот автомобиль передо мной. Я предположил что текущая проблема ни как не связана с охлаждением и явно был удар в переднюю часть. Считываем коды по всем системам и видим такую картину:

1. C1310 — Active Booster Solenoid/HV System Malfunction

2. U0293 — Lost Communication With Hybrid Vehicle System

3. P0A84 — Hybrid Battery Pack Cooling Fan 1 Control Circuit Low

4. P3000 — Battery Control System Malfunction

5. B1421 — Solar Sensor Circuit

6. B1423 — Pressure Switch Circuit

При работе машины имеем следующее: едет нормально, вентилятор ВВБ вроде включается, но шумно работает, панель изнутри в сильных разводах и отложениях что сказывается на читаемости информации, управление печкой на мониторе работает, но при этом ни поток воздуха, ни его температура, ни забор салон/улица физически не переключаются, а вот скорость вентилятора регулируется нормально. Так же, когда заводится мотор, идет сильная вибрация по кузову. Начинаем разбираться с ошибками:

1. Самая мутная ошибка, вариантов возникновения миллион, поэтому решил отложить на потом.

2. Ошибка явно была в истории, скорее всего после установки сигналки, поэтому удалилась без проблем.

3 и 4. Ошибки по разным системам, но говорят об одном — неисправность вентилятора ВВБ (стоит за обшивкой в заднем правом крыле и периодически охлаждает батарею).

5. Проблема в датчике солнца. Он нужен только для авто-режима печки. Ломается крайне редко. Странно.

6. Нет давления фреона в системе. Ну коли машина битая, то ничего в этом удивительного, я даже был уверен что там трубки или не прикручены или часть отсутствует, но ошибся.

Что касается климата, то у меня возникла мысль о какой-то одной проблеме, из-за которой не двигаются заслонки, то есть не работают серво-приводы и возникла ошибка по датчику солнца. Ну не могут же все три привода сломаться ?

Ладно, делать нечего, снимаю верхнюю часть торпеды. Сразу видно что ее уже снимали, причем снимали всю, а вот собрали просто безобразно, куча крепежа отсутствует, жгуты идут не по своим местам и так далее. Так же наблюдаю следы окислов и коррозии. Ну что же, уже есть предположения. Вскрываю блок трансмиссии, что висит под печкой со стороны пассажира
Toyota Prius 20 - блок трансмиссии во всей красе
Toyota Prius 20 - блок трансмиссии во всей красе
Красиво, не правда ли ? Кстати сказать, на самой плате окисел не фатальный. Промониторил наличие и цены этих блоков, да, они есть и стоят 500-1500 рублей, но именно номер в номер был только один. Остальные отличались на одну цифру. Хотя я думаю что подошли бы, но так получилось что дело было в субботу вечером, поэтому с покупкой вырисовывалась борода. Решил просто отмыть этот блок и посмотреть что будет. И о чудо, ошибка номер один пропала ! Вычеркиваем и предупреждаем клиента, что желательна замена блока.
Ну раз этот блок побывал в воде, значит скорее всего и остальные в таком же состоянии. Начинаю вскрывать все что вижу: блок мотора, блок гибрида, блок mpx, блок power managment
Toyota Prius 20 - блок EFI в порядке
Toyota Prius 20 - блок MPX в порядке
Toyota Prius 20 - блок гибридной системы в порядке
Toyota Prius 20 - блок EFI в порядке
Удивительно, но все как новое. Либо когда машина стояла у китайцев в малярке, либо на улице без лобового стекла (а по другому вода попасть и не могла, машина не топленая, в этом плане владельцу повезло) эти блоки убрали подальше, либо тупо заменили. Ну уже легче, особенно финансово. Ладно, добираемся до блока климат-контроля. Стоит он по середине, над блоком SRS за воздуховодом для ног задних пассажиров, вот примерно там
Toyota Prius 20 - там стоял блок климата
Подушки кстати целые, но руль не родной, видимо поменяли в сборе. Так вот, смотрим блок печки
Toyota Prius 20 - блок климата со следами окисла
Окисел хоть и не сильный, но есть. Звоню друзьям на разборку не подалеку, у них как раз есть такой приус в разбор. Нужный блок присутствует. Отлично, но что бы два раза не ездить, решил посмотреть на вентилятор ВВБ, что бы заодно снять то, что сломалось. Находится он, как я уже говорил, за обшивкой в заднем правом крыле. Блок управления, вернее блок регулировки скорости, находится в воздуховоде рядом и приклепан к нему. Разбирается все довольно просто и быстро, но опять таки, собрано там все похабно, нет кучи болтов. Неужели ему еще и в корму прилетело ? Вот бедолага…
Toyota Prius 20 - вентилятор ВВБ
Кручу крыльчатку рукой и явно чувствую подклинивание. Подаю на него 12 вольт — не крутится, помогаю рукой — маслает, но очень шумно. Ну ясно дело, вода сделала свою работу. Только замена (я его кстати потом разобрал, будет отдельный рассказ). Еду на разборку, вот он донорToyota Prius 20 - наш донор
Toyota Prius 20 - наш донор
Toyota Prius 20 - наш донор
Снимаю блок печки и вентилятор, заодно собираю с пола разный крепеж, что бы вкрутить в пациента
Toyota Prius 20 - исправный вентилятор
Приехал, установил вентилятор, с помощью сканера запустил его на разных оборотах, работает отлично и ошибка естественно пропала. Затем установил блок печки и… ничего. Не в нем проблема. Можно было его вернуть, но с учетом копеечной цены смысла в этом не было. Ладно, начинаю изучать схему и проверять сигналы на серво-привода и датчик солнца. И что удивительно, сигналы то все идут как надо, масса везде присутствует (это была основная версия), а они падлы не работают. Так как доступ до них не самый простой, решение снять один и посмотреть ему в кишки, я откладывал до последнего. Но выбора нет, надо делать. Легче всего снять моторчик на заслонку салон/улица. Для этого я снял все трубки и пластмаски по середине за монитором
Toyota Prius 20 - снимаем серво-привода
Длинной отверткой открутил два винта и он у меня на столе
Toyota Prius 20 - снятый серво-привод
Toyota Prius 20 - моторчик напрочь закис
Моторчик заржавел напрочь. И как я раньше до этого не додумался ??? Теперь придется снимать и остальные два, а это ой как не просто (сначала я так подумал). Но как бы не плохо для начала заполучить исправные, на замену. Возвращаюсь к донору и довольно быстро их снимаю. Теперь то же самое на моем бедолаге. Процедура такая: сначала нужно снять блоки efi и гибрида, которые слева от корпуса печки
Toyota Prius 20 - снимаем серво-привода
Потом открутить болт М6 который держит панель снизу слева
Toyota Prius 20 - снимаем серво-привода
Потом открутить гайку снизу, она держит часть печки, которую нам нужно будет сдвинуть влево, открутить два самореза, которые скрепляют нашу часть с остальной (ну там все видно на самом деле) и приложив усилие, сместить ее максимально влево, что бы был доступ до приводов
Toyota Prius 20 - снимаем серво-привода
Toyota Prius 20 - снимаем серво-привода
Ну другое дело, короткой отверткой, да с комфортом и не царапая руки, снимаем оставшиеся два моторчика. Советую запомнить или сфоткать как они изначально стояли, я потом немного с этим помучился. Ставим исправные, собираем, проверяем, готово. Тут еще по ходу дела прикрутил трубу двумя М8 болтами, их чуть-чуть забыли туда вкрутить
Toyota Prius 20 - не прикрученная труба
В процессе проверки выяснился еще один неприятный момент. Вентилятор печки (что совершенно не удивительно) оказывается тоже подклинивает. По началу вроде работал и я о нем не подумал, а потом пришлось стучать по корпусу печки что бы он начинал крутиться. Но с ним засада конкретная, он идет вместе с этой частью печки, а что бы ее вынуть целиком, нужно похоже и трубу снимать и еще кучу всего. Хозяин машины сказал что пока трогать не будем. А я если честно и не расстроился.

Приступаем к датчику солнца. На схеме он нарисован как фотодиод. Реагирует ли он просто на свет или только на ультрафиолет я не знаю. С одной стороны к нему приложено напряжение 5 вольт и судя по всему при изменении условия, он меняет сопротивление. По крайней мере, с помощью сканера и отображения текущих параметров, я подобрал резистор что бы значение было примерно в середине диапазона (диапазон, а так же остальные данные, я брал из официального мануала). Можно было конечно его поменять, но на той разборке я его не нашел, а ездить ради него по всему городу желания не было. Клиенту было все равно, значит и я не буду вперед батьки лезть. В любом случае, ошибка по этому датчику пропала, осталась только по давлению фреона. На удачу попробовал отвакумировать систему и надо же, она оказалась герметична ! Заправили фреоном, включили кондишен — холодит !

Ну и на десерт, решил сделать хозяину авто маленькую приятность, почистить приборку. Для начала отделил ее от верхней части торпеды, потом аккуратно разобрал на столе. Процедура эта не сложная
Toyota Prius 20 - приборка
Toyota Prius 20 - приборка
Toyota Prius 20 - приборка
Toyota Prius 20 - приборка
Toyota Prius 20 - приборка
Вот так все грустно. Но ничего, есть у меня два помошника
Toyota Prius 20 - мои верные помошники
Спустя 15 минут все блестело и сияло
Toyota Prius 20 - приборка после общения со спиртом
И видно стало просто великолепно
Toyota Prius 20 - приборка после общения со спиртом
Из проблем, осталась только вибрация при работе двс. Я поддомкратил авто, осмотрел, но увы, ничего криминального не увидел. Нужен подъемник. Итак, подведем итог проделанной работе:
1. Провел ревизию всех блоков.
2. Заменил блок климата.
3. Заменил три серво-привода печки.
4. Устранил ошибку по датчику солнца.
5. Почистил блок трансмиссии.
6. Заменил вентилятор батареи.
7. Почистил приборку.
8. Заправил кондиционер.
9. Восстановил крепеж элементов панели. Закрепил жгуты.
10. Стер коды неисправности по всем системам, проверил текущие параметры мотора и гибридной установки, все в норме.
В итоге, получилась смехотворная сумма в 8500 рублей с учетом запчастей. Потому что я забочусь о бюджете своих клиентов :)
Вот такой он — приболевший Prius 20.