Замена родного магнитофона в Subaru Forester 2009 года

Автомобиль Subaru Forester 2009 года из Японии пришел с родной субаровской головой Clarion PF-2981B. На борту у нее радио (японский диапазон), диск, aux. То есть практически ничего.  Клиент решил поменять его на субаровский, но более свежий с монитором и bluetooth, Clarion PF-3304B. Насколько я понял, такие идут на европейских, российский и американских версиях. По крайней мере из Японии я таких не встречал. Ну что же, нужно поменять, поменяем ! Мне привезли магнитофон и камеру заднего хода. Вынимаем старую «голову», кладем рядом с новой, фотаем:

 

Так-с, моя задача установить сей девайс, подключить к нему камеру, подключить кнопки на руле, вывести разъем usb. Так как магнитофон с функцией Hands Free, нужен микрофон, а его в комплекте не оказалось. Подумал что микрофон найти не проблема и отложил этот вопрос на потом. Смотрим что мы имеем с разъемами и проводами. Основная фишка подходит, втыкаем, включаем, работает. Кнопочки на руле… Вот тут облом. Работают не корректно, нажимаешь MODE, идет поиск вниз, нажимаешь MUTE, идет поиск вверх. Почитал форумы, действительно такая проблема есть. Нужно перепаивать резисторы кнопок на руле. Ладно, отложим это на потом, займемся камерой.

Камера конструктивно совмещена с подсветкой номера. Нужно старую вынуть, а новую с камерой установить. Привычно снимаем обшивку двери:

задняя дверь без обшивки

Далее нам нужно снять планку, для этого откручиваем кучку гаек на 8, в том числе под мотором дворника, для этого его то же придется открутить и сдвинуть в сторону. Из самой планки достаем фонарь подсветки (я снял правый) и вместо него прикручиваем камеру:

камера установлена в планку

Теперь нужно просверлить отверстие примерно напротив камеры, в него мы заведем провод от нее:

отверстие для провода камеры

Далее засовываем проводочек в дырочку и накидываем планку (я обычно сначала все проверяю, а только потом собираю). Так как мне привезли камеру с огрызком провода, то пришлось порыться в хламе, найти отличный коаксиал от японских тв антенн и припаять к тому что выходит из камеры.  Но перед пайкой я сделал следующее: я протянул из салона в заднюю дверь часть моего проводка, с запасиком. Так что бы после пайки уложить его по двери, а излишки вытянуть обратно в салон. Если бы я сначала его припаял, то мне пришлось бы перетягивать через резиновую гофру всю длину моего провода. А он был метров семь. Так же я протянул еще один одножильный провод, для питания камеры. Причем я решил задний ход брать в передней части, ибо снимать стоп-сигнал и заднюю обшивку не было никакого желания. После пайки:

в этом месте паять обязательно

Я рекомендую и сам всегда пропаиваю, именно такие слаботочные соединения. Как показывает практика, если сделать простую скрутку, то с высокой вероятностью через полгода-год это место окислится и сигнал пропадет. Я не пишу контакт пропадет, потому что если через это же место пустить несколько миллиампер, то контакт как бы будет. Поэтому что бы не разбирать дверь повторно, лучше пропаять. И обязательно, минус камеры зацепить на минус в двери. Итак, припаяли, изолентой замотали, подсветку подключили, провод по двери уложили, теперь приступаем к протяжке через салон до магнитофона. В 99% случаев, я тяну провод по верху, просто отгибаю край крыши и укладываю провод туда. Боковые пластмассовые стойки или отгибаю или отщелкиваю сверху. Конкретно на форике, верхняя часть стоек крепится болтами под крышечкой. Резиновый молдинг в проемах, частично снимаю. Главное, перед этой процедурой помыть руки, иначе на потолке и стойках останутся «красивые» отпечатки.

Ну что, камера стоит, провод протянут, теперь нужно найти сигнал заднего хода. Снимаю правую кик-панель (это пластмаска где педаль газа), нахожу нужный провод (коричнево-желтый):

Протягиваю проводок от него и до магнитофона. Теперь нужно все это дело приколхозить к «голове», да так что работало. В этом вопросе мне помогла распиновка разъемов:

распиновка магнитофона subaru

Припаиваю коаксиал от камеры на штекер J901, CV+  видео сигнал, CV- и CAM DET на оплетку, то есть на массу:

фишка камеры

Включаем зажигание, задний ход, ура — показывает. Теперь протянем USB. Я заранее попросил клиента прикупить обычный usb шнурок, что бы срезать с него «маму». Разъем решили сделать в центральном ящике, где подлокотник. За красотой сказали не гонись. Ну что, снимаю всю эту конструкцию, внутри есть как бы крышечка с дырочкой AUX, но на самом деле там целый блочок с разъемом внутри. Разбираю его, просверливаю отверстие под диаметр провода и собственно просовываю его. Блочок собираю, вставляю и весь ящик прикручиваю на место. Выглядит вот так:

usb под флешку

На самом магнитофоне USB разъем J902 и к счастью сам штекер с отрезанным проводом присутствовал. Цвета кстати совпали с китайским проводом, черный, красный, синий, зеленый. Втыкаем флешку, магнитофон пытается ее прочесть и выдает ошибку. Хм… Смотрим файловую систему, а там NTFS. Не годится, форматируем в FAT32, проверяем — все отлично. Так, магнитофон подключен, камера установлена и подключена, USB протянуто и работает. Возвращаемся к задней двери, одной рукой откидываем планку и держим ее на весу, а второй рукой силиконим отверстие с проводом с помощью пистолета. Теперь уже основательно крепим планку, прикручиваем на место мотор стеклоочистителя, ставим все обшивки. Визуально проверяем все ли хорошо после вмешательства и после этого на камере ставим точку. Мне осталось разобраться с микрофоном и кнопками на руле.

Решил начать с кнопок. Тут кстати вылез один нюанс: на тех машинах где штатно стоит этот магнитофон, на руле присутствуют кнопки приема вызова, отбоя и кнопка активации голосовых команд. Без этих кнопок воспользоваться функцией Hands Free не возможно ! К счастью, в данной машине на руле были кнопки круиз-контроля и я предложил использовать их для работы с телефоном. Владелец сказал что не пользуется круизом и дал добро на переделку. Сначала я снял руль, потом достал модули с кнопками, а потом разобрал и их:

Теперь нужно понять что делать дальше. Сначала я нашел таблицу с соответствием сопротивлений на разных комплектациях:

таблица сопротивлений кнопок на руле subaru

Ознакомившись, я понял вот что: в этой машине, с основной фишки идет два провода на руль, один масса, второй сигнальный и все мультимедийные кнопки завязаны на них. Когда не нажата ни одна из кнопок, сопротивление 4.7кОм. В комплектации с Hands Free, добавляется еще один сигнальный провод на 13 пин основного разъема. В данном случае, телефонные кнопки и кнопка MODE  работают на этот провод. Пришлось протягивать проводок от магнитофона до катушки cо шлейфом. Там я воспользовался уже не нужным контактом от круиза. Ну что, теперь все нужные провода есть в руле, осталось только перепаять резисторы.

Всякий, кто проделывал подобную процедуру знает, что хитрые япошки используют последовательно-параллельное соединение резисторов, что бы получить нужное сопротивление. Можно конечно составить принципиальную схему этих соединений, расчитать номиналы и просто вместо родного резистора, припаять свой. Но я не ищу сложных путей, я просто подрезал дорожки таким образом, что бы впаять резисторы согласно таблице, номинал в номинал. Не сказать что и это просто, но точно проще первого варианта. Не забываем про кнопку MODE, ее нужно повесить на наш новый провод, вместе с телефонными кнопками.

Ну собственно резисторы перепаяны, кнопки подключены к шлейфу и проверены, собираем руль и ставим на место. Кстати, перед тем как его снять, я оставил метки маркером, причем с каждой стороны вала. Мне осталось разобраться с микрофоном. Подключение его на разъеме J602. Глядя на него, я заподозрил небольшой геморойчик. Судя по отдельному питанию MIC +B микрофон должен быть с отдельным усилителем. Что интересно, в инете, в том числе на иностранных сайтах, практически нет информации по этому узлу, я даже не смог найти его каталожный номер. Для начала мне нужно связать свой телефон с магнитофоном, для этого я нажал на кнопку вызов и попал в телефонное меню, там уже был привязан телефон предыдущего владельца, я не долго думая его удалил и зачем-то вышел в основное меню. Зайти обратно я уже не смог. Что бы зайти в телефонную часть без привязанного телефона, нужно нажать кнопку TALK и произнести метку для нового телефона, а так как микрофона нет, то и произносить некуда. Ладно, на всякий случай, на пин MIC IN я через емкость подцепил обычный электретник и через резистор подал на него питание, так же контакт MIC DET я посадил на землю. Нажал на TALK, покричал, ноль реакции. Окей, не на того напал гаденыш. Подключаю на микрофонный вход, выход для наушников на планшете, включаю песенку и снова тычу заветную кнопочку. И вуаля, магнитофончик видит какой-то звук, просит подтверждения что это будет новой меткой и пускает меня в меню. Далее я привязываю свой телефон, звоню на него с другого «тела», убеждаюсь что мой микрофон не работает, а при подключении планшета слышно музыку и в оконцовке проверяю кнопку отбоя. В итоге все функционирует, открытым остался только вопрос с микрофоном. В принципе, усилитель можно спаять и самому, но боюсь качество звука уступит родному. Еще есть идея вкорячить микрофонный блок от хонды с InterNavi. Их на разборках много, а схема я уверен там однотипная и характеристики тоже. Но пока клиент уехал без микрофона, отложил это дело на потом.