Установка парктроника в Toyota Land Cruiser 100

Пригнали ко мне черного красавца, всеми любимую «соточку» с задачей установить парктроник. Выбрали модель ParkMaster 4DJ-34  с вариантом крепления индикатора на зеркало заднего обзора. Лично для меня, самая сложная часть в установке, это разметка бампера под датчики. Я как человек любящий во всем симметрию, всегда щепетильно отношусь к этому этапу. К сожалению, в большинстве случаев, задние бампера имеют изогнутую форму и на них отсутствуют какие-либо ориентиры что бы от них отталкиваться. От пола замерять тоже не вариант, так как машина очень редко стоит ровно, это и разное давление в колесах и разная просаженность пружин. Вот и приходится изобретать разные методы. Ладно, начнем работать, для начала осмотрим задний бампер с обратной стороны. Так-с, есть не приятная новость: с обратной стороны идет железная балка, но (хвала япошкам) в ней есть симметричные отверстия большого диаметра и находятся они примерно где нам нужно:

с обратной стороны бампера TLC100

Я всегда сначала делаю примерную прикидку расположения датчиков, исходя из конструктивных особенностей бампера и того что находится с его обратной стороны. Потом я начинаю поиск конкретных мест. Я начинаю всегда с крайних датчиков, в данном случае примерное место по вертикали я нашел, теперь выясняю горизонтальное положение. Так как бампер в этом месте начинает закруглятся, то можно попасть в ситуацию, когда плоскости для датчика не хватит и он не ляжет плотно на бампер. Будет совсем-совсем не красиво. Для выяснения плоскости, я использовал монету 10 рублей. Просто приложил ее к бамперу в том месте, где предполагаю врезать датчик, монета легла ровно, а вот если начать двигать ее к краю, то видно, что там плоскости уже нет:

проверяем плоскость TLC100

Ну так тому и быть, крайние датчики будут стоять здесь:

здесь будет крайний сонар TLC100Что было красиво, датчик должен быть по середине катафота. Что бы ее найти, я приклеил малярный скотч по верхней линии и по нижней линии:

находим середину катафота TLC100

Находим середину между полосками скотча, прикидываем на глаз расстояние от края катафота и ставим в этом месте точку маркером. Что бы крайние датчики стояли одинаково, нам нужно привязаться к какой-то точке, которая есть и справа и слева. Конечно это будет катафотик, но так как место вокруг него без прямых углов, то для привязки, я выбрал вот эту его часть:

находим точку отсчета TLC100Просто, там оказалось удобно зацепиться рулеткой. У меня получилось 180 мм ( буду типа как инженер, все в миллиметрах). Точно такую же операцию провел с другой стороны, теперь у меня есть точки для крайних датчиков. По науке, сейчас я должен замерить между ними расстояние, поделить его на три и получить интервалы между каждым датчиком, но так как место для установки центральных сонаров выбираю не я, а конструкторы этой машины, то мне нужно найти места на бампере, где с обратной стороны отверстия в балке. Укладываюсь на тележку, заезжаю под машину и напротив середины каждого отверстия ставлю маркером риску, но только в самом низу бампера, что бы не было видно. С каждой стороны есть по два отверстия, одно ближе к середине, другое ближе к краю бампера. Датчики можно поставить и туда и туда, но я выбрал те, которые ближе к краю, на мой взгляд там будет и симпатичнее и практичнее. Так, риски есть, сейчас надо приклеить полоски скотча как раз напротив них:

метка напротив отверстия в балке TLC100скотч для средних датчиков TLC100

Теперь с помощью линейки проводим ровную, вертикальную линию на скотче справа:

чертим линию TLC100

Измеряем расстояние от крайнего правого датчика (вернее точки, где он будет), получается 490 мм. Далее отмеряем столько же от крайнего левого датчика и ставим точку на левом-среднем скотче. Все, в вертикальной плоскости мы разметили, но это самая простая часть работы. Если здесь напортачить, то сильно заметно это не будет. Гораздо важнее, выстроить все сонары в ровную горизонтальную линию. Ну или хотя бы два средних датчика выставить ровно, визуально это уже будет приемлемо. Один раз, еще в начале своей карьеры, я начал разметку от крайнего сонара и начал двигаться последовательно, то есть я, как мне показалось, выставил ровную линию, относительно верхнего и нижнего краев бампера и не проверил симметричность крайних точек для сверления. В итоге, после установки датчиков и отойдя метров на пять от машины, я с ужасом увидел что моя воображаемая линия, уверенно заваливается от одного края к другому. Вот это было очень не красиво, как будто вся машина кривая…

Итак, как выстроить датчики в ряд ? В идеале, если сверху или снизу бампера идет какая-нибудь ровная линия или углубление, нам нужно замерить расстояние от нее до крайнего сонара, а потом просто отмерить столько же в том месте, где будет средний датчик. Такие линии, как правило идут ровно по всей длине бампера. Мне не повезло, в районе крайних сонаров их не было. Тут бы мне сильно помог лазерный уровень, но я как назло одолжил его другу. Ладно, на всякий случай замеряю расстояние от пола и о чудо, и слева и справа оно одинаковое. У ты моя машинёшечка, ровненькая, красивенькая. Наношу точки на куски скотча по середине, дополнительно замеряю расстояние от них и до верхней точки бампера (там есть углубление куда хорошо цеплялась рулетка), убеждаюсь что оно одинаковое, плюс-минус 2 мм. Еще раз все измеряю на предмет симметричности, беру дрель с фрезой и вперед. Сверлю нежно и не спеша. Иногда попадаются бампера со шпаклевкой, там бывает что результат сверления не радует ни меня, ни владельца. Ну тут нет моей вины. В данном случае все проходит без проблем и я вставляю датчики на свои места.

Далее я нахожу отверстие через которое буду заводить провода, это оказалась переходная резинка слева и выходит она в нишу для домкрата. В ней кстати идут и провода на стопы и достаточно места для блока парктроника. Откручиваем площадку для домкрата:

откручиваем подставку для домкрата TLC100ниша для парктроника TLC100

Находим провод, который идет на лампы заднего хода:

провод заднего хода TLC100Далее, протягиваем провода от датчиков в эту нишу, моем руки и идем пить кофе. Грязную часть работы мы закончили.

Ну что, кофе попили, тырнет посмотрели, можно и поработать. Следующая наша задача, это протяжка провода для дисплея, от этой ниши и до зеркала заднего обзора. Тянуть буду по верху, по левой стороне. По началу глядя на провод, я побоялся что его не хватит, но к счастью осталось даже с запасом. Первым делом частично снимаю задний молдинг с резинкой, потом отщелкиваю верхнюю часть нижней обшивки. Просовываю туда провод от дисплея и втыкаю его в блок:

блок парктроника TLC100

Далее снимаю пластмаску по середине на потолке и отгибаю верхнюю обшивку:

отгибаем верхнюю обшивку TLC100

Прокладываю провод в этой части, далее откручиваю ручку и прокладываю провод под ней. Таким же образом укладываю его до района зеркала. Тут есть два важных момента, во-первых, чистые руки, во-вторых, не измазать обшивку мастикой, которая под молдингами. Далее откручиваю блок с очечником и лампочками:

снимает корпус очечника TLC100

Сюда же просовываю провод от дисплея, соединяю его с проводом который протянул сзади, пока убираю их в сторону и приступаю к установке дисплея на зеркало. Сначала примеряю как он будет стоять, потом наклеиваю двухсторонний скотч из комплекта:

наклеиваем двухсторонний скотч на дисплей TLC100

После этого приклеиваю дисплей строго по середине зеркала. Не сказать чтобы он приклеился отлично, все таки не ровная поверхность, но с виду держится крепко. Далее вытягиваю провод под потолок и делаю ему загиб как у провода который идет от зеркала. Смотрится хорошо. Сматываю излишки провода в бухточку и обязательно оборачиваю бипластом (самоклейкая шумка, типа поролон), что бы при езде по кочкам не было стука:

обматываем провод бипластом TLC100

Запихиваю это хозяйство в бок и ставлю корпус с очечником на место. Вот так выглядит установленный дисплей:

установленный дисплей ParkMaster 4DJ-34 TLC100

Проверяем работу каждого датчика и собираем заднюю часть машины. Сам блок парктроника я обернул тем же бипластом и запихнул в щель в заднем крыле:

блок парктроника установлен TLC100

Ну собственно, работа выполнена. Открываю ворота гаража, отхожу на несколько метров и взглядом оцениваю ровность установки. Придраться не к чему, по крайней мере визуально:

А это расстояния которые у меня получились:

схема установки парктроника Toyota Land Cruiser